Семья Матевушевых

Все, что тебе надо — это любовь

О том, что все события, происходящие  с ней  в жизни – всего лишь краски, которые когда-нибудь потом  улягутся в холст, она давно догадывалась, но   все как-то не получалось,  одна картина надвигалось на другую, пролетала  молодость, взросление, мужья, дети. Впрочем, можете судить сами.

Людмила родилась в Севастополе и очень этим гордится,  всегда уточняет и подчеркивает : «в роддоме на набережной Корнилова» .Откликнувшись на призыв восстановления  города, семья Карпушиных  с четырьмя детьми переселилась  сюда из Орловской области  в 1944. Отец  был водителем-дальнобойщиком, дед —  слесарем, печником, плотником. Портреты отца и деда  Карпушиных  часто  красовались  на Доске почета одновременно, они были  мастерами своего дела. Мать часто брала Ляльку — так первые семь лет жизни звали старшую дочку —  с  собой  на работу в Дом офицеров флота, где репетировал ансамбль песни и пляски Черноморского флота. Пока мама убирала гримерки, Люся  успевала выучить весь танцевальный и песенный репертуар и дома  начинались концерты, дед играл  на левонихе — двухрядке,  отец на баяне и гармошке,   мама на балалайке. Жила семья  в «пещерках», где ныне располагается Детский мир, потом переехали на Исторический. Бабушка Люси лицом была похожа на артистку Нонну Мордюкову, а у деда была  праздничная фуражка с цветочком на боку. В семье было принято говорить  негромко,  никто никогда не ругался и все помогали друг другу.

   Люся училась в художественной школе, любимым ее учителем был М.М. Гурьев, педагог был очень доволен графическими работами своей ученицы, которая радовала его портретами всех членов ее семьи, зарисовками Исторического бульвара, который очень любила.

   Впрочем,  все это продолжалось недолго. В 18 Люся выскочила замуж, в 19 родила сына, а в 20 молодая  семья  распалась .А у Люси –новое увлечение — во что бы то ни стало научиться водить машину.. Училась этому в отцовском гараже — АТП 2203, водила бортовую машину, как ее тогда называли Захар -ГАЗ-51 полуторка  с деревянными бортами. Чтобы сесть за руль, Люсе пришлось  возить асфальт на стройку. Все эти асфальтовые муки Люся терпеливо выдержала, потому что главная ее задача была еще не решена , нужно было купить мотоцикл  марки  Чезет чешского производства. Люся договорилась в спортивном магазине повесить на мотоцикл бирку «продано», а сама терпеливо зарабатывала  необходимую сумму , чтобы выплатить рассрочку. Бирка висела ровно три месяца. А потом Люся с упоением гоняла на мотоцикле,   милиция, а потом и друзья стали  называть ее  Люсей  Чезетой.  Люся по моде того времени модернизировала мотоцикл, снабдив его крутым рулем, выгнутым из трубы,  на всякий случай  всегда возила в сумке вырезку из газеты «Слава Севастополя»  и сантиметр, если милиция останавливала, документ был под рукой, в те годы не позволялось увеличивать размер руля…

  В это же время все  увлекались Битлз. У Люси появились новые друзья, в основном севастопольские  музыканты. Особенно понравившиеся слова  из песни «все, что тебе надо — это любовь» писали по-английски на лице, на джинсах, хипповали,  одним словом. Летом вместе ездили к морю, жили в палатках, расписывали домики, все было рядом —  дети — сынок а потом и дочка,  друзья и работа.  Теперь в пору компьютера, ее прежние друзья –  севастопольские хиппи из восьмидесятых  пишут и звонят ей из Испании, Аргентины, Италии. США. Вот их профессии:  Света-художник, Сережа – признанный мастер по изготовлению флейт, Володя книгу написал…

   Творчество и поиски собственного «я» — вот что объединяло этих молодых людей.

   Жажда творить, порыв вдохновения, все это  всегда жило и в ней, в Людмиле Михайловне Матевушевой. И вот   момент истины настал. Творчество  захватило  ее  без остатка, как буря как ветер в тот момент, когда дети выросли, внуки подросли,   когда главные дела жизни уже все были сделаны-переделаны. Ее сын Михаил  стал художником – реставратором, дочь Светлана – серебряным призером  Олимпийских игр в Греции.

   Пришло время и Люся стала жить одна, и вот тогда  все и произошло.  Буквально так: в тот вечер настроение  ее было как всегда игриво-спокойным, ровным, на пятый этаж она поднималась  без скорости,  и  вдруг эта находка : на лестничном повороте стояли, аккуратно прислоненные к стенке  чистые и девственно белые куски пластика,   которые кому-то не пригодились, но взгляд художника приковали. Людмила взяла их в руки…

   За  первую неделю появилось  сразу шесть  сюжетных  картин. И потом все больше, больше. Одной рассматривать их ей скоро надоело,  и она стала зазывать друзей, ну посмотрите же!  Друзья  Людмилы во все годы были художники, со многими она знакома с детства,  не забыты и коллеги  по работе. Люсин трудовой путь начинался с  парикмахера,затем , художник – реставратор в Музее обороны и освобождения Севастополя, художник — декоратором, рекламист, оформитель сцены, а это и театр Им.Б.Лавренева, и радиозавод, и АТП.   Друзья смотрели  на полотна, сработанные Людмилой, с интересом, трогали руками, удивлялись, хвалили, но как-то осторожно, что ли…  Все — таки диво  невиданное: на прочном остове переливались красками диковинные яйца, кувшины Херсонеса, космос, который Людмила назвала теплым, фантастические цветы фейерверков, океан и его обитатели,  одним словом все мотивы ее яркой  севастопольской жизни  А в основе всего была пряжа, заменяющая палитру, перед глазами появлялась этакая ниточная живопись. Ниток всегда в доме Людмилы было много-премного, она шила, вязала, вышивала, а   теперь  ее картины  вбирали в себя более сотни оттенков. Оказалось, что нитка  может дать  настрой ,  раскроет смысл,   заколдует и заворожит структурой и цветом.

  Людмиле очень  хотелось выставить свои работы и, наконец, она получила приглашение   на республиканскую выставку в Симферополь. Однако, прежде нужно было пройти строгий выставком  — в его составе были ведущие художники Крыма. И вот предстала пред ними Людмила Матевушева.  Художники  пристрастно  всматривались, а что же это за техника? Нитки? Клей? На пластике, на картоне?  Да как это?! Оказывается, о подобной технике выражения мысли  никто  в мире и слыхом  не слыхивал! Долго искали название манеры исполнения произведений, в комитете по защите авторских прав название, наконец, выкристаллизовалось : «нетканый гобелен». Так севастопольский мастер декоративного искусства Людмила Михайловна Матевушева получила  уникальный патент и продолжила свою работу.

  На республиканской выставке в Симферополе  она почувствовала себя именинницей, последовали бесконечные интервью, статьи в газетах, цветы и поздравления. Журналисты заговорили об абстракции Л.М.Матевушевой ,            о субъективности и привлекательности ее мышления  в предлагаемых произведениях. Ее картинки разлетелись по всему свету, отмечалось, что  они наполнены  Крымским летом и согревают душу.

Столица Крыма помогла Людмиле Матевушевой обрести крылья и дальше  все  развивалось стремительно. За четыре с той поры пролетевших года она приняла участие во многих выставках, 6 из которых стали персональными. Л.М. Матевушева была принята в Союз художников России и на 2017 год запланирована ее персональная  выставка  в Москве, в выставочном зале на Крымском валу.

   На простой вопрос, а как же всему этому научиться, Людмила отвечает:  «все, что для этого надо — это любовь». Рецепт проверенный.

            Ирина Катвалюк.