Розовый рассвет
Она влюбилась в этот город и бухту, над которой он расположился, когда однажды рано утром увидела с вершины Исторического бульвара розовый рассвет. Это было волшебное зрелище. Через прозрачное жемчужное покрывало просвечивал абрис Малахова кургана, а над морем плыли бело — розовые облака. Ирина была в ту пору ученицей девятого класса и ее вместе с другими детьми из города Черкассы, где в тот момент жили ее родители, наградили за отличную учебу поездкой в город — герой Севастополь. Ехали они всю ночь и приехали ранним утром. Автобус остановился на горке Исторического бульвара недалеко от Панорамы. Пока ждали экскурсовода, Ирина рассматривала город. Он лежал передо ней внизу, как распахнутая книга, показывая крыши белых домов, зелень сквериков и… дышал морем, заливающим его страницы. Он делал это лениво, как бы потягиваясь, пробуждаясь. Потом вдруг появилась розовато — белая дымка от дыхания моря, она стала увеличиваться, начала желтеть, как бы растворяясь в синем цвете горизонта, а потом вспыхнуло оранжевым и розовым свечением. Солнце, полыхнуло в дальних окнах на противоположной стороне бухты. Блики запрыгали по стенам домов, в воздухе терпко запахло морской влагой — день начался! Город зашумел первыми машинами, проснулся.
В Севастополе расцветала летняя пора. В те секунды рассвета Ирина и влюбилась в него на всю жизнь. В то утро она твердо сказала себе: «Я в этом городе буду жить».Характер уже тогда вырабатывался у Ирины, как твердокаменный и целеустремленный.
А потом был десятый класс, пришла пора выбирать профессию. Для Ирины все было ясно: «пойду в художники, буду учиться рисовать». Стены ее комнаты с малых лет украшали написанные ею портреты, акварели, так что для нее все было ясно с выбором профессии, но родители девочки — мама — врач- рентгенолог и папа геолог думали совсем по — другому: «Художник — это не профессия вовсе, это просто увлечение, ты всегда сможешь рисовать, если захочешь, но как на это жить? Кто тебе будет платить за твои рисунки? Другое дело инженер — все понятно! Поступила на завод, получай зарплату и живи себе на счастье».
Послушная Ирина отправилась поступать сначала в Черкасское техническое училище на специальность «радиоэлектроника», отступать было некуда, математика, физика и черчение во всех классах средней школы были ее любимыми предметами. но все же отличнице хотелось поступить в институт и получить высшее образование, потому на следующий год она поехала в Киевский политехнический институт.
В Киеве было жарко и весело и так много интересного вокруг, что на консультациях и экзаменах вовсе не хотелось заморачиваться и так было чем развлекаться. В итоге по конкурсу Ирина не прошла. С горя пошли с девчонками на танцы. А там она увидела человека, от которого дальше стала зависеть вся ее жизнь — Сашу Серебренникова, молодого ученого, выпускника Севастопольского приборостроительного института, получившего направление для работы на одном из вычислительных центров Киева.
Тогда, на танцах Ирина впервые увидела Сашу и сказала подружке: «Смотри, какой хорошенький», а через четыре дня Саша спросил Ирину : «Тебе уже 18? А паспорт у тебя есть? Пойдем распишемся».Так оно и было. Расписались и сыграли свадьбу, правда, через год в Севастополе. К тому времени Ирина уже поступила в Севастопольский приборостроительный институт и стала студенткой. Это была первая свадьба на ее курсе. Родные отговаривали Ирину выходить замуж так рано, говорили, мол, встретишь ещё других женихов, жизнь только начинается, но она знала твёрдо, что своего любимого человека она уже встретила. И тут ее слово было сказано раз и навсегда.
Как и планировала Ирина в школьной юности, она стала жить в Севастополе. Ее мечта осуществилась и она все еще не могла забыть тот первый для нее розовый рассвет над Большой Севастопольской бухтой. Они с Сашей, а он всегда поддерживал ее идеи, полюбили бегать по утрам к морю и ждать этого трепетного перехода от розового рассвета к солнечному ясному всплеску, вслед за которым город стряхивал с домов и деревьев рассветную истому. Начинался день, новая жизнь, учеба, планы, дети…
Конечно, в молодые годы с суматохой детских садиков, школ и работы было сложно найти времени на утреннюю пробежку к морю, но в течение многих лет все так и было. Свидание с утренним морем — обязательно, да и дети к этому привыкли. И это факт их жизни, что Ирина и Саша во все годы своей жизни стараются не пропускать ни единого дня без морской прогулки, купаясь по утрам во все времена года.
Конечно, ее тянуло к бумаге и краскам, она рисовала, но понемногу, время летело вперед, живопись заменяли семья, дети, зачетки, экзамены.. Ирина была с детства приучена все делать основательно, вот и приходилось отдавать золотое время для творчества техническим дисциплинам на факультете технологии машиностроения и семейным заботам, которые на много лет затмили все ее другие интересы. Как бы сердце не ныло при этом, дети — два прелестных создания Юлия и Татьяна стали на все времена самыми главными в ее жизни.
В перерыве между рождением дочерей она защитила диплом севастопольского приборостроительного института с отличием и получила направление на работу в Конструкторское бюро радиозавода имени В.Д.Калмыкова.
У чертежей и кульмана Ирина священнодействовала, ей нравилось обживать пространство белого листа, зашифровывая его причудливо изогнутыми линиями. «Зачем такие художества,- ворчал начальник,- не на выставку же отдаем?!» но на самом -то деле очень ценил талантливого сотрудника.
До 1993 года севастопольский радиозавод им. В. Д. Калмыкова, мощный гигант, был крупнейшим промышленным предприятием города, где выпускалась уникальная радиоаппаратура УКВ и КВ связи для военно -морского и гражданского флотов .Это было единственное предприятие в бывшем СССР , известного созданием аппаратов спутниковой связи «Волна», «Айсберг» и др. Инженеры — конструкторы, в том числе Ирина Серебренникова, гордились тем, что они работают на таком славном и продвинутом предприятии. Впрочем, счастье было недолгим, в девяностых годах зарплату на заводе и вовсе перестали платить. Так что все тяготы по обеспечению семьи свалились на мужа Ирины А.Н. Серебренникова, сотрудника морского гидрофизического института. Ныне он продолжает работу в институте Природно-технических систем в отделе актуальных проблем океанографии. Александр Николаевич — кандидат физико -математических наук активно занимается актуальными научными разработками.
Как известно, время летит быстрее, чем мы о нем думаем. Две дочери Серебренниковых подросли, одна за другой поступили в высшие учебные заведения. Юлия защитила кандидатскую диссертацию по социологии, Татьяна получила профессию искусствоведа, увлекается современной живописью. Обе дочери живут и работают в Санкт — Петербурге, у Серебренниковых трое внуков. Двое из них Олег и Олеся являются членами Детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга, принимая участие в оперных спектаклях Мариинского театра. Это один из ведущих музыкальных театров России и мира. И теперь с его судьбой связывают себя и двое внуков Александра и Ирины Серебренниковых, занимаясь с детства музыкой и пением.
А что же Ирина Алексеевна, не выветрилась ли его мечта о творчестве? И вот тогда, когда дети разъехались,внуки выросли из пеленок, а Ирина стала свободной, как ветер, пенсионеркой , нашлось, наконец, время и для ее любимого дела.
Книги по искусству во все времена были рядом с Ириной, она не пропускала ни единой выставки живописи в севастопольских музеях, зная творчество живописцев Севастополя.
Не всем везет в детстве поступить в художественную школу или найти человека, заинтересованного в раскрытии твоих способностей . Но Ирина не сдавалась, она детально изучала творчество многих живописцев, среди них были И.К. Айвазовский, В.М.Васнецов, И.И.Левитан, К.П.Брюллов и многие другие.Изучала и делал копии их картин.
В постижении законов живописи помогали друзья. Среди них иллюстратор книг и дизайнер В.И.Верещак, засл. художник Украины Я.М. Мыськив, в течение трех лет Ирину консультировал засл. художник Крыма А.Ф.Шорохов. Она много работала. И вот наступил этот волшебный момент, когда она смогла продемонстрировать свои картины на персональной выставке в севастопольском отделении Союза художников России. За три предыдущих года Ирина приняла участие в 20 коллективных выставках севастопольских художников. Она пробует свои силы в портретной живописи, ее увлекает пейзаж, она пишет море, наслаждаясь его красотой и свободой. Стихия воды ее зачаровывает , одухотворяет и она влюбляется в абстракцию, стремясь найти самые выразительные моменты живописи. Часы, проведенные за мольбертом, это часы счастья, считает Ирина. Любимое дело наконец — то в ее руках, она зачарованно творит, она наслаждается и намерена служить искусству верой и правдой долгие годы.
На день Покрова Богородицы в 2018 году севастопольская семья Серебренниковых отметила 40 — летие совместной жизни.
Красавец Севастополь и на этот раз оправдал ее надежды и ни в чем не обманул ожиданий. Как оказалось и в пенсионном возрасте все еще только начинается и розовый рассвет маячит новыми горизонтами.
Ирина Катвалюк.